Целью деятельности педагога-психолога государственного учреждения образования «Детский сад № 33 города Пинска» является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.
Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога:
- содействие и обеспечение реализации прав ребенка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности для осуществления разных видов детской деятельности, игр и развлечений, которые были бы направлены на образовательные цели;
- организация систематической комплексной психолого-педагогической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников, безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально опасном положении;
- оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детском и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально комфортной атмосферы;
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения;
- содействие созданию психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды для обеспечения реализации учебной программы дошкольного образования.
Решение основных задач организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Направления деятельности педагога-психолога
учреждения дошкольного образования и их краткая характеристика
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- здоровьесберегающая деятельность;
- психолого-педагогическое консультирование;
- психологическая профилактика и просвещение;
- методическая работа;
- психологическое сопровождение управленческих процессов.
В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников.
Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в образовательном процессе. Диагностика проводится с согласия родителей воспитанников. Основанием для проведения психолого-диагностических мероприятий с воспитанниками, педагогами и родителями являются годовой план работы дошкольного учреждения, приказ заведующего учреждением дошкольного образования, запросы родителей, государственных органов. Психологическая диагностика по запросу педагогов проводится только по согласованию с заведующим или заместителем заведующего по основной деятельности. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей и входящим в компетенцию педагога-психолога.
Психодиагностические мероприятия с детьми осуществляются в соответствии с решением следующих задач: изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников; выявление особенностей развития детей, условий семейного воспитания; изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения. Методы: наблюдение, диагностические методики.
Осуществляемые педагогом-психологом психодиагностические мероприятия могут быть одной из составляющих мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе.
На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа может осуществляться педагогом-психологом со следующими категориями (подгруппами) детей:
- дети, имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, дети с повышенной двигательной активностью и др.);
- способные, потенциально одаренные дети;
- иные категории детей.
Психодиагностические мероприятия с педагогами
Психолого-педагогическая диагностика специалистов учреждения образования проводится только в соответствии с годовым планом работы, приказом заведующего учреждением дошкольного образования и с согласия педагогов.
Задачи психодиагностических мероприятий:
выявление психологических особенностей профессиональной деятельности педагогов, преобладающего эмоционального состояния, изучение профессионально-значимых качеств (с целью формирования пары, прогнозирования особенностей взаимодействия с группой, при вступлении в должность новых сотрудников);
определение стиля педагогического взаимодействия с воспитанниками;
изучение социально-психологического климата коллектива и др.
Методы: анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, диагностические методики и др.
Психодиагностические мероприятия с родителями
Задачи психодиагностических мероприятий:
- изучение личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия воспитанников со сверстниками и социальной ситуации развития;
- изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки;
- выявление воспитанников и семей, находящихся в социально опасном положении.
Методы: анкетирование, беседа, опрос, посещение семей на дому и др.
Результаты диагностических мероприятий должны быть обсуждены с заинтересованными лицами (руководство, специалисты учреждения дошкольного образования, родители (законные представители) воспитанников) для выбора, определения конкретных мер осуществления качественного взаимодействия с ребенком в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога – составная часть воспитательной работы учреждения дошкольного образования.
Цель данного направления работы – содействовать личностному развитию детей, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, воспитании и развитии, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся воспитанникам.
Задачи коррекционно-развивающей работы с воспитанниками:
содействие личностному развитию и развитию эмоционально-волевой, коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей его социализации и др.
Направления деятельности педагога-психолога:
адаптационные мероприятия в группах раннего возраста (других группах); формирование элементарных навыков саморегуляции и знакомство с базовыми эмоциями; развитие эмоционально-волевой и коммуникативных сфер; развитие познавательных процессов; коррекция эмоционально-поведенческих нарушений (повышенная двигательная активность, агрессивность и др.) и т. д.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в следующих формах: индивидуальных, групповых, подгрупповых и проводится только по согласованию с родителями (законными представителями).
В ситуации, когда воспитанник нуждается в коррекционно-развивающей поддержке других специалистов, педагог-психолог информирует родителей о необходимости обратиться за консультацией к специалистам социально-педагогических центров, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и пр. На основании их рекомендаций педагог-психолог разрабатывает конкретные мероприятия по коррекционно-развивающей работе с ребенком, рекомендации для других педагогов учреждения.
С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.
Здоровьесберегающая деятельность
Цель – содействие сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирование установок на здоровый образ жизни и организацию безопасной жизнедеятельности детей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.
Задачи работы с детьми:
формирование навыков саморегуляции; обучение детей распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний; осуществление профилактики утомляемости и пр.
Формы и методы реализации данного направления:
проведение мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.
Педагог-психолог во взаимодействии с другими специалистами дошкольного учреждения принимает участие в формировании и реализации системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.
Задачи работы с педагогами:
профилактика профессионального стресса; создание условий по предупреждению эмоционального «выгорания»; обучение методам саморегуляции; укрепление психологических защитных механизмов; преодоление вредных привычек.
Формы реализации:
индивидуальные и групповые занятия.
Задачи работы с родителями:
психологическая профилактика вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья; пропаганда здорового образа жизни.
Формы реализации данного направления:
консультации, семинары-тренинги, родительские собрания, родительские клубы и пр.
Психолого-педагогическое консультирование
Цель – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.
Задачи работы с педагогами:
обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности); организация индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам; установление партнерских отношений с родителями и др.
Задачи работы с родителями:
просвещение по вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение специфики переживаемого им возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия детей в группе, характере оказания помощи в подготовке к школе и т. п.).
В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, т. е. направляет к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).
Психологическая профилактика и просвещение
Цель – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей, в том числе по вопросам защиты прав детей, профилактики социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т. п.).
Задачи работы с педагогами:
создание условий для педагогов по овладению психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации воспитанников; обучение приемам и методам развития у детей познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т. п.); обучение навыкам проведения психогимнастических упражнений, направленным на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния; обучение организации и проведению диагностических мероприятий и т. п.
Формы реализации:
методические объединения педагогов, родительские собрания, родительские клубы и пр.
С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т. п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях учреждения дошкольного образования, рекомендации литературы по развитию и образованию детей.
Методическая работа
Цель – изучение и обобщение опыта психологической, коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, накопление методических материалов для организации образовательного процесса и предоставление возможности их использования педагогическими работниками, руководителями методического объединения и другими сотрудниками, участие в подготовке вопросов на заседаниях методических объединений, повышение собственной профессиональной компетентности.
Задачи: подбор и систематизация психологических методических материалов (психолого-педагогические диагностики, технологии, опыт работы специалистов других учреждений образования, популярная психологическая информация и др.) для использования педагогами в организации образовательного процесса; оформление картотеки развивающих игр для детей разных возрастных групп; подбор материалов о развитии ребенка дошкольного возраста, методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Педагог-психолог принимает непосредственное участие, во взаимодействии с другими специалистами учреждений дошкольного образования, в решении насущных вопросов работы дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение управленческих процессов
Цель – содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Задачи:
- исследование социально-психологического климата в коллективе, взаимопонимания и взаимодействия в системах «руководство – педагоги», «педагоги – педагоги»;
- поиск и апробация новых форм эффективного делового и досугового взаимодействия;
- разработка мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе.
Обязательная документация педагога-психолога:
- план работы на год, утвержденный руководителем учреждения дошкольного образования;
- результаты индивидуальных психодиагностических исследований;
- график работы, утвержденный руководителем учреждения дошкольного образования;
- аналитический отчет о работе за год, утвержденный руководителем учреждения;
- отчеты и аналитические материалы по результатам психодиагностических исследований и психологической поддержки отдельных категорий воспитанников;
- журнал учета работы по разделам, отражающим основные направления деятельности;
- перечень психологических методик и программ, используемых в работе.
При увольнении педагог-психолог обязан передать руководителю учреждения образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.
Примерное распределение рабочего времени педагога-психолога
В пределах 40 часов рабочего времени в неделю педагог-психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностной инструкции, утверждаемой руководителем учреждения на основании квалификационной характеристики педагога-психолога (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»). Профессиональное совершенствование в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений входит в рабочее время специалистов, которое согласовывается с руководителем учреждения.
Источник: Осипова Е.А. Педагог-психолог в дошкольном учреждении : учеб.-метод. пособие / Е.А. Осипова, Е.В. Белинская ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2010. – 100 с.
раскрыть » / « свернуть